Организация
экспериментирования с материалами и веществами (крупы, вода, тесто) с детьми
раннего возраста в семье (по педагогической системе М.Монтессори).
Горшкова Анна Евгеньевна,
МКДОУ
детский сад 8,
ГО
Красноуфимск
Педагогика Монтессори, также известная как система воспитания,
предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и
мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном
подходе к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает материал и
продолжительность игры, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Мамы и папы, как важно не упустить момент и вовремя
заняться развитием познавательных способностей малыша.
Монтессори-материалы для экспериментирования всегда
найдутся у любой хозяйки в быту – это губка, таз или емкость с водой крупы
тесто и др. Дидактические материалы создают развивающую среду. В развивающей
среде малыш быстро поймет и запомнит основные законы мира: вода текучая,
мокрая, разливается; песок сыплется, предметы бывают большими и маленькими,
узкими и широкими и т.д. Монтессори заметила, что если ребенок на практике
убеждается в том, что в одну бутылочку помещается вся вода, а в другую- нет, то
сам, без помощи и уточнения взрослого догадается, что есть как большие, так и
маленькие объемы.Большое внимание также уделяется играм с предметами разной
формы, размера и фактуры, которые развивают мелкую моторику пальцев, а это, как
доказали ученые, благоприятно влияет на развитие интеллекта. Практически все
Монтессори-игры требуют, как раз мелких движений, аккуратности и точности.
Привлекательность материала – его цвет, форма, фактура- все это подталкивает
ребенка к действию. Очень часто ребенок проговаривает свои действия в слух.
Через некоторое время такая речь сменяется речью про себя и, наконец, речь
свертывается до простого понимания смысла действия.
Уважаемые родители, предлагаю вам в
выходные дни, уделить немного времени вашему малышу.
Вместе поэкспериментировать с
материалами и веществами крупа, вода и тесто.
Для маленького ребенка родители-образец,
которому он подражает в процессе познания жизни. Он копирует действия взрослого,
и это позже использует в своей взрослой жизни.
Как
организовать игру.
1. Любая игра
начинается с презентации.
2. Вам нужно
показать назвать все предметы и рассказать, что с ними делать.
3. После
презентации предоставьте ему возможность поиграть самому.
4.
Заканчивается игра уборкой.
Запрещенные приемы игры.
1. Ни в коем
случае нельзя ругать ребенка за то, что он что-то пролил или испортил.
2. Нельзя
вмешиваться в ход игры. Помогать только тогда, когда просит.
3. Не
переделывайте при ребенке его работу.
4. Нельзя
перегружать ребенка
Играем с тем что под рукой.
1.
Коробка
из-под обуви разные предметы (шишки, ракушки, орешки, рожки…)
Как играть.
Ребенок
проталкивает руку в отверстие в коробке и на ощупь пытается определить предмет.
2.
Сортировка
предметов.
Как играть.
Предложить
ребенку помочь разложить по разным тарелочкам бобы и семечки.
3.Подбери
крышечку.
Как играть.
Медленно
отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров.
Предложите
малышу подобрать и закрутить крышечки к бутылочкам.
4.Пусть малыш
сядет в свой стульчик, насыпьте ему на столик муку - пусть "рисует"
пальчиком.
5. Поднос,
манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает
их в баночку. Покажите, как можно отсеять с помощью сита манку, а фасоль
останется в сите.
Тесто.
1.
Предложите
приготовить праздничный обед для кукол «Колобки», «Блинчики», «Колбаски»,
«Калачи». (Лепка из целого куска)
2.
Игра
с ощипыванием.
Покорми курочку
зернышками, или белочку орешками. (можно фантазировать по ситуации)
Ребенок
отщипывает и складывает кусочки теста в тарелочку.
Игры с водой
1.Начинаем с
самого простого переливание воды.
2.Ловись, рыбка.
Пластиковая
бутылка с водой и ложка с длинной ручкой.
В бутылку бросаем различные мелкие игрушки или
предметы, ребенок достает их при помощи ложки.
3.Тонет не тонет.
Пластиковая
бутылка с водой предметы губка, шарик, мячик, ложка, и т.д.
Бросаем предметы
по очереди в емкость и наблюдаем тонет не тонет.
4.
Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш
"взбивает" пену.
Что развиваем.
Возраст
|
Что развивается
|
Игры и игрушки
|
От 1,5 до 3 лет
|
Мелкая моторика,
тактильные ощущения, воображение.
|
Коробка
из-под обуви разные предметы (шишки, ракушки,орешки ,рожки…)
|
От
рождения до 3 лет
|
Осязание,
обоняние
|
Вкусовые
банки, теплые кувшины, коробочки с запахами, шумящие коробки и т. д.
|
От 1,5 до
3 лет
|
Глазомер,
представление об окружающем и аккуратность.
|
Разного
размера пластиковые бутылочки и вода.
|
От 2 до 4
лет
|
Умение
поддерживать порядок и действовать с бытовыми предметами.
|
Совки и
щетки для заметания мусора, тряпка для вытирания воды, коробки для игрушек.
Все игрушки должны быть расформированы- конструктор, посуда, одежда для кукол
– и стоять строго на своих местах
|
От 2 до 3
лет
|
Мелкая
моторика.
Тактильные
ощущения
|
Тесто.
|
От 2 до 3
лет
|
Внимание,
мелкая моторика, усидчивость и старание, мышление умение группировать
предметы.
|
Различные
крупы, мисочки. Мука.
|
Особенность
развития детей раннего возраста, состоит в том, что игры необходимо повторять
через некоторое время, для закрепления.
Мы предлагаем
вам серию игр, которые можно чередовать по ситуации- мама стряпает из теста-
малыш рядом играет и развивается, мама моет посуду- рядом помощник.
Предлагаемые игры можно изменять с учета условий. Творите вместе развивайтесь и
получайте радость от общения.
В результате
ребенок интересуется окружающими предметами; эмоционально вовлечен в действия с
ними, стремится проявлять настойчивость в достижении результата совместных
действий; знает назначение бытовых предметов (ложки…) умеет пользоваться ими;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в действиях; у ребенка
развивается моторика, аккуратность, познает окружающий мир.
И
помните, один из самых важных принципов Марии Монтессори - не помогайте
ребенку, пока он сам не попросит!!!! Пусть не все получается сразу, для ребенка
ценно то, что он сам смог, а не результат, полученный мамой! Соблюдайте технику
безопасности - не оставляйте ребенка с мелкими предметами без присмотра.
Желаем
успехов!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий